РУС БЕЛ ENG

Социально-психологическая служба

Контактные телефоны городских служб и организаций, которые помогут родителям и детям в сложной жизненной ситуации

Выдержки из КоАП Республики Беларусь. Статья 4.1. Права и обязанности лица, в отношении которого ведется административный процесс

Сектор социальной и воспитательной работы Управления по образованию Оршанского райисполкома:  52-02-01, 51-19-85
Учреждение образования "Социально-педагогический центр Оршанского района":   50-67-42
УЗ ОЦП Детская поликлиника №2  Путькова Любовь Юрьевна:   54-23-17
УЗ ОЦП "Психоневрологический диспансер". Заведующая Шувалова Маргарита Александровна:  51-25-33
Начальник Инспекции по делам несовершеннолетних Оршанского УВД  Вишневский Дмитрий Дмитриевич:  21-88-24
Участковый инспектор по делам несовершеннолетних Постраш Иван Васильевич:  51-88-25
Оршанский городской зональный центр гигиены и эпидемиологии:  54-28-60

Оршанский центр здоровья подростков и молодежи «Надежда»: 

51-18-68; 51-19-59,
телефон доверия: 50-57-50

 

Куда обратиться за помощью?  

Телефон доверия для детей и подростков  тел. +375 (17) 263-03-03 (круглосуточно, анонимно, бесплатно с городского телефона).
Общенациональная детская телефонная линия – тел.  8 (801) 100-16-11 (круглосуточно, анонимно, бесплатно).
Республиканский центр психологической помощи (РЦПП) –  http://rcpp.by  +375 (17) 300 1006 (анонимно)
Горячая линия для пострадавших от насилия – тел.  +375 (29) 610-83-55.
Центры, дружественные подросткам  https://junior.medcenter.by/ 

ГУО «Социально—педагогический центр Оршанского района»

находится по адресу: г. Орша, ул. Александра Ошуйко 20

Телефон: 8 (0216) 50 67 42

Оршанский Центр здоровья подростков и молодёжи (ЦЗПиМ) «Надежда»

Адрес: г. Орша, улица Пионерская, 15;

Email адрес: psixolog-ocp@mail.ru 

Сайт: http://n.orshamed.by/ или http://orshamed.by/  или http://nadezhda.gorod216.by/ 

Контактное лицо: Гуминская Светлана Леонидовна

Время работы: 8-00 до 18-00 вых. сб-вс.

Телефон консультативной помощи: +375 (216) 50-57-50;

Телефон: +375 (216) 51-17-21, +375 (216) 51-19-59

Территориальный центр социального обслуживания населения Оршанского района 

Адрес: Витебская обл. г. Орша, ул. Владимира Ленина, д. 43;

Режим работы Пн. – Пт.: с 8:00 до 17:00;

E-mail tscon.orsha@mail.ru  
tcson_orsha_raion@rambler.ru 

Телефон +375 (216) 54 06 13
+375 (216) 51 03 91

Оршанский психоневрологический диспансер УЗ "Оршанская центральная поликлиника"

Адрес 211030, Витебская обл., г. Орша, ул. Ленина, 38;

Режим работы В рабочие дни: 7.30-20.00 Суббота: 9.00-15.00

Телефон доверия +375–216–51–00–19

Телефон: (8 10 375 216) 51-27-03, 53-22-08, 51-24-86;

 

 

 

ПЛАН СОЦИАЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА 2022/ 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Работа СППС

 «Помощь нужна? Спеши! Помощь специалиста получи!»
Важным аспектом в нравственно- правовом воспитании несовершеннолетних, а также индивидуально- профилактической работе по предупреждению правонарушений и преступлений в шестой школьный день недели является работа  специалистов СППС

ФОРМЫ РАБОТЫ:
* ПРАВОВЫЕ ЧАСЫ;
* ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ;
* КЛУБ «ПОДРОСТОК»;
* КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ « РУКА ПОМОЩИ»;
* «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»;
* РЕЙД « ПОДРОСТОК»

  «Вместе мы союз- это ПЛЮС!»
Работа с родителями 

ФОРМЫ РАБОТЫ:
* УЧИТЕЛЬСКО - РОДИТЕЛЬСКИЙ ПАТРУЛЬ;
* МИНИ-СОБРАНИЯ В ОБЩЕЖИТИЯХ;
* РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ;
* ЗАСЕДАНИЕ «ШКОЛЫ ОТЦОВ»;
* ПОСЕЩЕНИЯ СЕМЕЙ, РЕЙДЫ 1 РАЗ В ЧЕТВЕРТЬ;
* КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ «РУКА ПОМОЩИ»

свернуть

График работы специалистов СППС

График работы педагога социального
на 2022/2023 учебный год

День недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Время работы

8.00-16.00

8.00-16.00

08.00-16.30

10.00-18.00

8.00-16.00

9.00-11.00

Обед

13.00-13.30

13.00-13.30

13.00-13.30

13.00-13.30

13.00-13.30

 

Количество часов в день

7,5

7,5

7,5

8

7,5

2

Общее количество часов

40 часов

 

График консультаций педагога социального
на 2022/2023 учебный год

День недели

Консультации для обучающихся

Консультации для педагогов

Консультации для родителей

Понедельник

10.00-12.00

 

 

Среда

 

11.00-13.00

 

Четверг

 

 

16.00-17.00

Суббота

 

 

10.00-11.00

Количество часов в неделю

2

2

2

 

График работы педагога-психолога
Шевченко Елена Евгеньевна
на 2022/2023 учебный год

День недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Время работы

8.00-16.00

8.00-16.00

10.00-18.00

8.00-16.00

8.00-16.00

9.00-11.30

Обед

12.00-12.30

12.00-12.30

12.00-12.30

12.00-12.30

12.00-12.30

-

Количество часов в день

7,5

7,5

7,5

7,5

7,5

2,5

Общее количество часов

40 часов

 

График консультаций педагога –психолога
Шевченко Елена Евгеньевна
на 2022/2023 учебный год

День недели

Консультации для обучающихся

Консультации для педагогов

Консультации для родителей

Понедельник

 

14.00-15.00

 

Вторник

 

14.00-15.00

 

Среда

14.00-15.00

 

16.00-17.00

Четверг

14.00-15.00

 

 

Суббота

 

 

9.00-10.00

Количество часов в неделю

2

2

2

свернуть

Родительский вестник №5

«ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ».

Семья…Что обозначает это понятие? Толковый словарь С.И.Ожегова так определяет значение слова: «Семья – это группа живущих вместе родственников».

Принципы семейного общения.

Создание положительной психологической атмосферы в семье. Если в семье присутствуют:

любовь, улыбки, радость, взаимопонимание, душевное тепло, забота и ласка, отзывчивость, доброжелательность, то такую семью можно сравнить с цветущим садом. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном уважении и доверии их друг к другу. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами. В такой семье ребёнок чувствует себя безопасно и комфортно, его психическому и физическому здоровью ничего не угрожает. А если в семье постоянны: обиды, ссоры, конфликты, слёзы, равнодушие, непонимание, то такую семью можно сравнить с увядающим садом. В таких семьях ребёнок чувствует себя ненужным, обделённым родительской любовью и заботой, у всех членов семьи повышается уровень тревожности.

Принятие ребёнка родителями. Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть». Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. Всем родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок: не ребёнок плохой, а его поступок! Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке. Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и несовершенствами. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева.

Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.

Личный пример родителей. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищённый от детского пристального глаза. Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку. В.А. Сухомлинский говорил, что «ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

1. Семья обеспечивает чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

2. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

3. Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

4. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

5. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения ее членов.

6. Семья - это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Итак, существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания:

особенности личности родителей и форм их поведения;

психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования;

эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказа до поощрений);

степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи;

учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к детям, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Важно знать, как складываются отношения в семье, какие методы используют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребенку.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.

Попустительский стиль характеризуется тем, что родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам.

А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.

Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье — кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка — вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения в таких семьях ребенок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального «для людей» соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть все время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду.

При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется.

Иногда ребенок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребенок этого не хочет. Такое разностороннее развитие, однако, связано вовсе не с интересами ребенка, а с родительским эгоизмом. Родителям очень хочется при удобном случае заявить о том, что ребенок «увлекается теннисом, занимается вокалом и т. д. Зачастую это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он терпит поражение, это может на долго выбить его из колеи и привести к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать.

В воспитательном воздействии на ребенка родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако если поведение ребенка идет вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым, но и жестоким.

В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша.

Защиту ребенка от всех претензий и нападок со стороны других людей, они ставят на первое место, не обращая внимания при этом на то, прав их ребенок или не прав. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок.

При рассудительном стиле семейного воспитания родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. Из своего воспитательного арсенала они исключают окрики и упреки.

Родители ребенка считают, что его активность должна находить естественный выход. В воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями, считая, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет.

У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Ребенок наравне со взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.

Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребенок. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку все обдумать и осознать. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными.

В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности. Одной из причин предупредительного стиля семейного воспитания может быть болезненность ребенка с раннего детства, а второй — особенности характера родителей. В результате того, что ребенок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья.

Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют его поведение.

Такая деятельность родителей может объясняться еще и тем, что они боятся нарушить раз и навсегда заведенный порядок в доме, боятся всяких проявлений инициативы со стороны ребенка.

С раннего детства родители стараются оградить свое дитя от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Когда ребенок становится постарше, родители используют материальное стимулирование для того, чтобы он не выходил из повиновения и был им послушен.

В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный тип личности.

Этому способствуют следующие причины:

1. Ребенок воспитывается в детском доме или растет в семье опекунов, и они жестко обращаются с ним.

2. Ребенок длительное время находится без родителей. Возможно, он находился в лечебном учреждении, где к нему относились не так, как в семье. Ребенок мог при этом испытывать дискомфорт, перенести стрессовую ситуацию, сопряженную с жестокостью взрослых людей. Все это может привести к тому, что ребенок замкнется, станет злым и агрессивным в ответ на уже испытанные им эмоции и чувства.

3. Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестоко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в свою семью.

4. Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.

В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Они достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестокие, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы, и они выросли хорошими людьми. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.

Такие дети хорошо знают свои слабые стороны, они совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать свои лучшие стороны.

Условием формирования сочувствующего стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Отсутствие интересного игрового материала приводит к тому, что ребенок в своих играх проигрывает трудовые операции, совершаемые его родителями или другими близкими ему людьми. Достаточно много времени ребенок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходится много и активно работать. Однако ребенок при этом сильно замыкается на семье и ее жизни. Он становится малоактивным, безынициативным, его кругозор сужен. Попадая в детский коллектив, такой ребенок ведет себя настороженно, присматривается к окружающим его людям, не желает говорить и рассказывать о своей семье. В подобных семьях нет нужды использовать методы поощрения или наказания. Дети в этой обстановке взрослеют достаточно рано, они видят и понимают те трудности, которые есть в семье, и те радости, которыми живет семья. Потребности детей в таких семьях удовлетворяются по мере возможностей для своих детей, но в пределах разумного и своих возможностей. Это говорит о том, что родители любят своего ребенка, но никогда его не балуют. Они понимают, что их родительская задача — научить ребенка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой, пусть маленькой, но достигнутой своим трудом победе.

В таких семьях ребенка стараются оградить от своих переживаний и огорчений. Однако дети все видят и понимают своих родителей, стараясь поддержать их, при этом поведение родителей служит для них примером.

Суть гармоничного стиля воспитания заключается уже в самом названии.

В таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Родители уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются.

Необычное празднование дней рождения, сюрпризы и подарки членам семьи, праздничные газеты, концерты и совместные игры — это и многое другое формируют собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей. Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Родители требуют от детей осознания своих поступков и действий. Они сами поступают по отношению к ребенку мотивированно и осознанно.

Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств.

Каков бы ни был стиль семейного воспитания, в любом случае ребенку нужны оба родителя любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша. Патология супружеских отношений вызывает широкий круг нарушений, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ребенка. Она поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствует другим, удовлетворяет или пресекает личностные потребности, способствует появлению у человека своего “Я”. Родителями не рождаются. Родителями становятся. Это естественный закон жизни.

Человеческая история свидетельствует нам о том, что отправной точкой развития личности является жизнь в семье и отношения с родителями. Одно из самых ответственных и священных призваний человека - быть отцом и матерью. Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным человеком. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания и развития психически, духовно здоровой личности.

свернуть

Родительский вестник №6

«Секретный мир наших детей»

Тема, которую мы будем обсуждать, возникла у нас не случайно, некоторые родители обращались за помощью ко мне по вопросам общения с детьми, поэтому наша встреча называется: «Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица. Организация свободного времени младшего школьника»

Цель нашей встречи обсуждение проблемы данного явления у детей младшего школьного возраста и поиск путей её решения.

Наша задача познакомиться с причинами, которые приводят к уходам детей из дома и найти способы решения данной проблемы.

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему?

Сегодня в наше современное время мы заняты многими проблемами и уделяем не так уж много времени общению с детьми. Не здесь ли причина того, что появляются трудности в поведении детей? Ребенок, который всегда был хорошим, вдруг становится грубым, агрессивным, неуправляемым и как следствие уход ребёнка из дома. Данное явление называется дромомания или бродяжничество.

Родители для ребенка выступают:

Во-первых, - источником эмоционального тепла и поддержки.

Во-вторых - образцом и примером для подражания.

В-третьих, - другом и советчиком.

Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. Некоторые родители оказываются не в состоянии быть таким маячком своих детей, те нормы и ценности, на которые ориентируются они, становится чужими для их детей. В основе отчуждения лежит нежелание родителей заметить изменения в ребенке, принять их и перестроить свои взаимоотношения. В них говорит слепое и безрассудное стремление опираться на свою власть, авторитарность, подчинение своей воле ребенка. Все это ведет к изменениям в психике и как следствие в поведении ребенка. У детей происходит отрицание, они не контролируют свои импульсы, что ведет к конфликтам с окружающими, плохому самообладанию и неумению справиться с трудными ситуациями. Ребенок очень быстро теряет интерес к семье, к учебе, приобретает неразборчивость в связях, способствует приобщению его к антисоциальным группам и бродяжничеству.

Давайте все вместе подумаем над причинами появления таких детей.

- Как вы думаете, что может стать причиной проблем в поведении ребенка?

Причина первая – борьба за внимание к нему.

Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, которое необходимо для эмоционального благополучия.

Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

 Причина третья – чувство обиды и желание мщения. Ребенок может мстить за:

  1. Сравнение не в его пользу с другими детьми;
  2. Унижение в семье;
  3. Разводы и появление в доме нового члена семьи;
  4. Несправедливость и невыполнение обещания;
  5. Ревность.

       Причина четвертая – неверие в собственный успех, учебные неуспехи, взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка.

Авторитет необходим в семье. Он основывается на вашей деятельности, на вашей помощи ребёнку и на вашей ответственности за его воспитание.

Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях. Эти советы - это самое малое, что мы можно сделать для того, чтобы дети не жаждали вольницы, не рвались ночевать на лестничной клетке, коллекторе или подвале. Конечно, это общие рецепты и каждый отдельный случай необходимо рассматривать индивидуально. Для решения конкретной проблемы обращайтесь в школу, в центр социальной защиты, и не забывайте, всякая перестройка должна начинаться с самого себя.

Многое зависит и от правильно организованного свободного времени ребенка. Бессмысленное времяпровождение, пустые, а порой, и антигуманные забавы наших детей стали обычным явлением современного общества. Причин много: отсутствие хорошо оборудованных площадок, комнат школьника, недостаточность контроля и руководства досугом детей со стороны взрослых, неразвитость интересов, влечений у ребят и др.

Однако было бы неправомерным возложить всю ответственность за организацию досуга детей на школу. Школа, конечно, должна приобщать младших школьников к полезной целесообразной деятельности, но занятость вне уроков необходимо обеспечивать в тесном контакте с семьей.

    Основная задача школы состоит в педагогическом просвещении родителей младших школьников, которое может осуществиться в различных формах: чтение лекций, проведение индивидуальных консультаций, стендовая информация и др.

      Уважаемые родители, бабушки, дедушки!

Ваш ребенок много времени проводит дома. Очень важно научить его проводить свободное время целенаправленно, разумно пользоваться предоставленной ему самостоятельностью. Помимо выполнения домашних заданий учителя и совместных с вами занятий (чтение книг, игры в шашки и т. д.), ребенок должен сам организовывать свой досуг. Систематически помогайте ему, используя эту памятку. Прежде всего, создайте ему дома необходимые условия:

1.        Проследите, чтобы у ребенка был четкий режим дня.

2.        Отведите место для занятий за столом, для игр.

3.        Создайте соответствующую этому возрасту предметно-игровую среду.

Поощряйте увлеченность ребенка каким-либо занятием. Можно посоветоваться со специалистом в этой области и отдать ребенка в художественную школу, какое-либо детское объединение по интересам.

Если вы приходите с работы вечером, обязательно поинтересуйтесь, как ваш ребенок провел день, внимательно рассмотрите сделанные им поделки, рисунки. Если ребенок был занят  рассматриванием (чтением) книг или другими непродуктивными видами деятельности, побеседуйте с ним о том, что ему понравилось больше всего, что запомнилось.     

Проверьте, как ребенок справился с домашним заданием. Дайте оценку («Молодец, что на прогулке собрал осенние листья, расскажешь потом, на каком уроке ты их использовал», «Ты  неаккуратно вырезал квадрат и треугольник, я считаю, что надо переделать», «В этом упражнении допущены ошибки, нужно поправить»).

Не разрешайте ребенку подолгу сидеть перед телевизором слушать магнитофон, проигрыватель. Старайтесь переключить внимание на те виды деятельности, которые необходимо организовывать ребёнку на данном этапе.

свернуть

Родительский вестник №7

Особенности подросткового возраста.
Формирование самосознания

1. Психо-физиологические особенности подросткового возраста
2. Формирование самосознания в подростковом возрасте.

Характеристика пубертатного периода

В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывает возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.
Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального. Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.
Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса".
Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
Характерна для подростков полярность психики:
- Целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость);
- Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
- Потребность в общении + желание уединиться;
- Развязность в поведении + застенчивость;
- Романтизм + цинизм, расчетливость;
- Нежность, ласковость + жестокость.

 

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.

Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. В его основе лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям.
У подростков субъективный образ "Я" складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек - более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.
В современной западной литературе широкое распространение получила концепция Эрика Эриксона о кризисе идентичности как главной особенности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности). Эриксон называет этот кризис "Идентификация или путаница ролей". Подросток активно "примеряет" на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации.
Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям - поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействиия окружающей среды.
Подростковая фаза первичной социализации - все подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое "чувство взрослости" главным образом новый уровень притязаний, предвосхищяющий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма не лицеприятно, отсюда и типичные возрастные конфликты. Этот возраст также представляет собой особый интерес в связи с тем, что для большинства ребят еще не наступил момент самоопределения; не встала еще остро проблема дальнейшего выбора - либо получать среднее образование в школе и ориентироваться в далеком будущем на высшее учебное заведение, либо совмещать образование с получением профессии в средних специальных учреждениях, таких как, колледжи, техникумы и пр.
Таким образом, большая группа детей находится как бы в состоянии "социального покоя": взрослые по отношении к подростку ведут себя как с ребенком, еще слабо предъявляются требования ответственности за совершаемые поступки и принимаемые решения. При уже достаточно сформированном характере еще в слабой степени выражены социальные наслоения. Проекция же семейных взаимоотношений и установок служат подростку ориентиром в повседневной жизни и межличностных контактах. Можно предположить, что в семьях, где подросток обделен вниманием взрослых, где нет доверительных взаимоотношений - формируется чувство враждебности ко всему окружающему миру. Учитывая непростую социально-экономическую обстановку в обществе, ее нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего большинства взрослого населения - повышенный фон тревожности, к сожалению, становится нормой. Дети, более тонко чувствующие атмосферу окружения, не могут не принять это как естественное состояние.
В настоящее время агрессивное поведение подростков является проблемой, которая волнует и родителей и учителей. Психологическая атмосфера в детском коллективе зачастую зависит от детей, более агрессивных по отношению к окружающим.
Различные авторы в своих исследованиях по-разному трактуют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию.
Однако нельзя рассматривать агрессивность только как негативное явление. Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности подростка в процессе его аффективного развития.

свернуть