РУС БЕЛ ENG

Учитель-дефектолог

График консультаций учителя-дефектолога

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Если Ваш ребёнок испытывает стойкие или временные трудности в усвоении школьных программ или  Вы хотели бы получить консультацию по развитию и обучению Вашего ребёнка, то обращайтесь в ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.
 

Индивидуальные консультации
График проведения консультаций учителя-дефектолога
пункта коррекционно-педагогической помощи
на I полугодие 2022/2023 учебного года

День недели Время начала и окончания консультации Группа лиц, для которых проводится консультация
2-я пятница каждого месяца 11.30 – 12.00 По запросу.
Для обучающихся, не зачисленных  на занятия в пункт коррекционно-педагогической помощи.
Для законных представителей обучающихся.

Проводит учитель-дефектолог 

свернуть

На спортивной волне

Нет таких детей, которые не любили бы праздники! Ведь праздник – это веселье и  радость. Проведение спортивных мероприятий в учреждениях  образования – неотъемлемая часть жизни учащихся.
22 февраля в средней школе №7 г.Орши состоялся спортивно-игровой праздник «23 февраля – поздравлять мужчин пора!»
Участниками праздника стали учащиеся 3«А» и 3«Б» классов интегрированного обучения и воспитания. В командах были мальчики и девочки. К слову, последние не только активно участвовали во всех конкурсах, но и поборолись за звание «Леди-камуфляж».
Главными задачами мероприятия стали создание атмосферы праздника в игре, развитие физических качеств, выработка доброжелательного отношения друг к другу независимо от того, кто победил, а кто проиграл, а также развитие умений сопереживать успехам и неудачам товарищей.
В целом спортивный праздник проходил очень весело, интересно, с задором и шумом. Самыми яркими и зрелищными были конкурсы «Рассуждалки» и «Хоккей». Активно поддерживали свои команды и болельщики.

свернуть

Памятка родителям учащихся, посещающих занятия учителя-дефектолога

Коррекционные занятия по устранению нарушений звукопроизношения  проводятся 2-3 раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. После занятий индивидуально каждому  учащемуся, в соответствии с его речевым нарушением, даются рекомендации.  Рекомендации даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на коррекционных занятиях.
                          При выполнении рекомендаций следует соблюдать ряд условий:
1. Приступать к выполнению рекомендаций следует лишь в том случае, когда ваш ребенок  здоров, сыт, спокоен.
2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст  правильное звукопроизношение, четкая  и разборчивая речь.
3. Рекомендации выполняются  систематически, ежедневно.
4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.
5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент  ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите,  выполните  предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

Автоматизация звуков в домашних условиях

Уважаемые родители!
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ученик ходит (или ходил) на занятия к учителю-дефектологу, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете дефектолога (или при просьбе повторить правильно)  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям  ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

                                                                      Общие положения

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление  условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.    Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
         Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. 
Главная задача этапа автоматизации звуков  – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий. 

свернуть

Подвижный, гиперактивный, несносный

Одни из этих определений явственно несут негативную оценку, другие более нейтральны... Этот список эпитетов можно продолжить, но вы и так уже поняли, о каком ребенке идет речь. Специалистами картина такого поведения обозначается как "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).
Исследования показывают, что этот синдром отмечается примерно у 20 процентов детей школьного возраста, причем у мальчиков - в четыре раза чаще, чем у девочек. Для таких детей характерны постоянное двигательное беспокойство, проблемы с концентрацией внимания, импульсивность, "неуправляемое" поведение.
"Несносность" этих детей и в дошкольном возрасте доставляет немало хлопот окружающим - родителям, воспитателям, сверстникам. С поступлением в школу проблемы усугубляются и могут сопровождать такого ребенка чуть ли не всю школьную жизнь.
По поводу его будущей, взрослой, жизни прогнозы вовсе не однозначны. Оптимисты утверждают, что из гиперактивных вырастают лидеры и предприниматели. Но есть данные и о том, что примерно четверть таких детей испытывает затруднения в течение всей жизни. Не исключено, что в подростковом возрасте описанные симптомы могут привести к возникновению асоциального поведения, различных зависимостей.
Проблема состоит еще и в том, что в семье, воспитывающей такого ребенка, возникает хроническая усталость (особенно у матерей), доходящая порой до психического истощения. Связано это нередко с чувством бессилия и вины за поведение собственного чада.

Что можно посоветовать родителям подвижного ребенка?
Во-первых, стоит получить консультацию специалиста (детского невропатолога или психоневролога). Важно определить, действительно ли мы имеем дело с синдромом гиперактивности. Ведь подвижность - это естественное качество нормально развивающегося, жизнерадостного ребенка. Точный диагноз (есть СДВГ или нет) поможет понять, какая помощь нужна со стороны взрослых нашему "несносному". Это может быть и квалифицированное медикаментозное воздействие. И все же наибольший эффект дают специальная организация условий обучения такого ребенка и просто понимание природных особенностей его психического склада.
- Для этого нужно сделать второй шаг - наладить контакт с детским психологом. Он подскажет, как скорректировать поведение ребенка адекватным отношением к нему в семье и в школе. Это может быть целая программа помощи. Если это психолог той школы, где учится ваш ребенок, он непосредственно может передать рекомендации его учителям. Кроме того, квалифицированный психолог окажет необходимую поддержку маме или другим родственникам в преодолении негативных чувств, возникающих при воспитании гиперактивного сына или дочери.

Как помочь гиперактивному школьнику?
Учитывать такое характерное свойство его умственной деятельности, как цикличность. Это значит, что периоды продуктивной работы мозга непродолжительны (до 15 минут), их необходимо чередовать с периодами отдыха. При выполнении домашних заданий это сделать нетрудно. Учителю же придется объяснить, что время от времени его подопечный может "выпадать" из хода урока. Причем вовсе не из-за желания досадить своему педагогу. За "спадом" вновь последует период достаточной работоспособности, просто нужно слегка направить ребенка в русло урока повторением какой-то мысли и т. п.
Не делать проблему из того факта, что ребенок часто не записывает на уроке домашнее задание или записывает его неправильно. Можно выйти из положения, узнавая задания у учителя или более "ответственных" одноклассников.
Если такой ребенок посещает группу продленного дня, взвесить все за и против. Доводы "против" могут перевесить: шум, невозможность побыть в одиночестве (а такая потребность есть и у гиперактивного); воспитатель вряд ли может уделить необходимое индивидуальное внимание при приготовлении уроков и т.д.
Основную роль в обучении такого ребенка до определенного школьного возраста (обычно до 5 класса) выполнять придется родителям. Это значит, что помощь нужно оказывать не только при выполнении домашних заданий. Иногда стоит вновь разъяснить материал, который нужно было усвоить на уроке. Упреки в разгильдяйстве тут бесполезны, лучше постепенно восполнить уже допущенные пробелы. Вообще желательно создавать с ребенком определенный задел, несколько забегая вперед учебной программы. Это позволит ему легче усваивать "новый" материал, когда его будут объяснять на уроке.
Что касается сроков, когда этих детей оптимально вести в школу - с шести или с семи лет, это вопрос достаточно спорный. Нет гарантии, что рекомендация отложить начало школьного обучения до семи или тем более до восьми лет оправдает наши ожидания. В любом случае вопрос этот решается индивидуально с помощью специалистов - медиков и психологов.
По мере созревания головного мозга острота описанных проблем поведения и обучения сглаживается. Но эффекта стоит ждать, если систематическая и грамотная работа с такими детьми ведется в течение нескольких лет.

Как правильно вести себя с гиперактивным, подвижным ребенком?
Как реагировать на его поведение и поступки?

Прежде всего, нужно научиться удерживаться от постоянных замечаний, постоянных попыток вмешаться в его бурную деятельность. Нередко мы используем давление и контроль даже тогда, когда ребенок не делает ничего предосудительного, - действуем просто по привычке.
Перестать постоянно ограничивать его активность, инициативу. Этим взрослые добиваются скорее не послушания, а равнодушия, незаинтересованности, что впоследствии может проявиться в школьных неуспехах.
Предоставлять больше самостоятельности в делах. Прежде чем запретить что-то, подумать: а что такое страшное произойдет, если сын или дочь поступит по-своему?
Отказаться от резкой критики и навязчивых советов, как можно было сделать лучше. Хвалить даже за малозаметные, но положительные сдвиги.
Постараться, чтобы школьная жизнь и домашние задания не стали для подвижного ребенка тяжкой обязанностью. Иначе проявлять самостоятельность и испытывать радость он будет только на досуге. Подберите для него интересную учебную программу, разнообразьте занятия дома.
Предоставлять больше возможностей проявить себя - в спорте, в школьном театре, в зарабатывании карманных денег и т. д.


И еще: нередко школа, "измученная" поведением гиперактивного ребенка, предлагает родителям перевести его как можно дальше от "родных" стен - будь то другая школа, специализированный класс или домашнее обучение. Не исключено, что в каких-то случаях такой перевод будет оправдан и станет благом для вашего сына или дочери. Сама по себе гиперактивность не может служить основанием для перевода. Решение должно приниматься родителями после консультации со специалистами (педиатром, детским неврологом, психологом, возможно, психиатром

свернуть

Заповеди для родителей

Заповеди для родителей

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот— третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Ребенка нужно не только учить, но и стремиться его понять.
  10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Прежде всего Вам необходимо посмотреть не только на поведение Вашего ребенка, но и на собственное поведение и отношение к нему. Поверьте, иногда полезно не только самим давать советы своим детям, но и прислушиваться к их мнению.
Для чего?
Чтобы сделать соответствующие выводы.

свернуть

Цель, задачи и направления работы учителя-дефектолога

ОСНОВНАЯ  ЦЕЛЬ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПУНКТА  КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ПОМОЩИ - оказание  коррекционно-педагогической  помощи  лицам,  осваивающим содержание образовательных  программ  общего  среднего  образования и  имеющих стойкие или временные трудности в их освоении.
 
 ЗАДАЧАМИ ПУНКТА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- изучать особенности психофизического развития обучающихся с целью  определения  оптимальных  путей  оказания  им  коррекционно-педагогической помощи;
- формировать  общие  способности  к  учению  с  целью  выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;
- формировать  позитивную  мотивацию  к  учебной  деятельности, развивать функции самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.
 
На основании Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи от 25.07.2011г. №131, зачисление обучающихся в пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется на основании следующих документов:

1. заявления законного представителя обучающегося;
2. заключения Центра коррекционно-развивающего обучения и развития

Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к учителю-дефектологу в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что учитель-дефектолог делает в школе?».
В связи с этими вопросами возникла необходимость ответить на них.

Что делает учитель-дефектолог?
Основные направления работы учителя-дефектолога в школе – это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами нарушений у младших школьников.
Широко распространено мнение о том, что учителя-дефектологи только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. 
Глобальной целью коррекционно-педагогической помощи является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  • развитие связной речи
  • накопление и совершенствование словаря
  • развитие фонематического слуха
  • развитие грамматической стороны речи
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения
  • коррекция произношения.

  В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения;
  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать педагога, быть понимаемым для педагога, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки).

         Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.
         Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется учителем-дефектологом школы.

Какие ошибки должны насторожить родителей

Это ошибки, не связанные с правилами русского языка, то есть ошибки, допускаемые там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений:
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д, п-т, Е-3, а-о, д-у и т.д.
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка – шапка, теловек – человек, вопата – лопата.
3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: тубло – дупло, лёбит – любит.
4. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.
5. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить – солить, вьезёт – везёт.
6. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: Всаду вы росли чудесные розы – в саду выросли чудесные розы.

Каковы же причины возникновения этих ошибок?
Наследственность.

  • Органические повреждения корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушение их функционирования.
  • Несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте (это неумение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве: вверху-внизу, слева-справа). Всё это приведёт к тому, что ребёнку будет сложно запомнить – печатные и письменные буквы. Он не сможет уловить тонкие различия в написании похожих букв.
  • Нарушение звукопроизношения. Ребенок неправильно произносит звуки, заменяет один звук другим. Внимание требуют дети, имеющие недостаточно чёткую артикуляцию. Дети пишут с опорой на проговаривание. Нечёткое проговаривание при чтении и письме влечёт за собой ошибки.
  • Нарушение фонематического слуха. Так ребенок снормальным слухом, с замечательным музыкальным слухом может не различать похожие по звучанию и произнесению звуки (парные звуки по звонкости – глухости: б-п; д-т; з –с; ж –ш; г –к ; парные по твёрдости- мягкосити : б-бь; д-дь; л-ль;р – рь; и др.). Если ребёнок не улавливает разницы в звучании, то это отразится и в письменной речи в виде замен одних букв другими.
  • Ошибки в виде пропусков, добавлений, перестановок букв и слогов возникают у детей, которые не умеют анализировать слова(не могут назвать 1-ый и последний звук, соседние звуки, количество звуков в слове, их последовательность).
  • Бедный словарный запас дошкольника и школьника, недостаточно развитая связная речь приведут к трудностям в построении грамотного высказывания, в составлении рассказа, пересказа, в написании изложения и сочинения.

Когда и зачем нужны коррекционно-педагогические занятия?
Уважаемые родители! Обращайтесь за помощью к учителю-дефектологу своевременно!
Если ребёнок пришёл в первый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется.
Дети, занимавшиеся в детском саду с учителем-дефектологом, находятся под особым контролем у школьного учителя-дефектолога, так как у этих детей, в первую очередь, могут возникнуть трудности с освоением письменной речи.
Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.
Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.
Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, вы делаете большую ошибку.
Задачи учителя-дефектолога школы несколько иные, чем у учителя-дефектолога дошкольного учреждения. Учитель-дефектолог в школе занимается исправлением недостатков письменной речи и чтения, а также профилактикой этих нарушений.
В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у учителя-дефектолога, которое помогает наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка.
По результатам обследования на коррекционно-педагогические занятия приглашаются учащиеся с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия, с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.
Учитель-дефектолог проводит групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия 2-4 раза в неделю. 
Необходимость в дальнейшем обучении с учителем-дефектологом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.
 

свернуть

Путешествие «Орша – город мой»

В октябре 2021 года в ГУО «Средняя школа №7 г. Орши» в параллели 2-х классов прошло заочное путешествие «Орша – город мой», в котором принимали участие ребята класса интегрированного обучения и воспитания. Учащиеся познакомились с памятными местами нашего города, поучаствовали в викторине, а также проявили фантазию в творческом конкурсе.

Утренник «Лето осени бразды правления передавало…»

В октябре 2021 года в ГУО «Средняя школа №7 г.Орши» в 1 «А» классе интегрированного обучения и воспитания прошёл утренник «Лето осени бразды правления передавало…». Учащиеся пели песни, читали стихи об осени. Особенно понравилась им осенняя эстафета. Ребята получили заряд хорошего настроения.