РУС БЕЛ ENG

История школы

История первая

В рамках проекта «Летопись времен»

Как и большинство городов нашей богатой на историю страны Орша хранит тайны старины, были разных времен, хронику событий прошедших веков, десятилетий. Свою историю имеют улицы и площади города, его дома, парки, районы… Напишите об истории улицы, на которой живете, предприятии, в котором работаете, образовательном учреждении, в котором учитесь, - и колесо времени перенесет читателя в былое, дав возможность прожить судьбы сотен разных людей, вдохнуть воздух иных эпох – а значит – возможность обладать духовным наследством целого города. Летопись времен мы начинаем с истории СШ № 7.

История первая.
Седьмая школа. Начало.

 

Паміж намі працягнуты тонкія светлыя ніці,

 

Яны звязваюць нас з непаўторна адзіным жыццём,

 

Яны звязваюць сэрцы. Ніколі вы іх не парвіце,

 

Бо стварае іх неба вялікім сваім наіццём,

                                                                                                                                       - читаю строки стихотворения выпускницы седьмой школы 2007 года Перфильевой Екатерины и думаю, что, действительно, нити жизни связывают нас всех между собой, как связывают настоящее с прошлым, нынешний день со вчерашним. Невидимыми жизненными нитями связаны и судьбы всех людей, представляющих семь десятилетий седьмой школы.
Каждая история имеет своё начало. Три года назад, накануне 70-летнего юбилея школы, мы решили узнать всё об истории её создания. Были изучены городские архивные документы, опрошены десятки людей, бывших выпускников и учителей, посланы запросы в областной государственный архив, систематизированы материалы поисковой работы школьников прошлых лет, которой когда-то руководила Каминская Т.З. Информацию черпали из воспоминаний выпускниц 1954 года Кононовой (Колосовой) Валентины Савельевны и Рябцевой Раисы Анатольевны. Раиса Анатольевна была дочерью учительницы начальных классов Рябцевой Валентины Васильевны, которая преподавала ещё до войны в здании барачного типа, где помещалась школа льнокомбината, а потом уже в новой, построенной школе. Записывались рассказы Раик С.Е., Каминской Т.З. Постепенно вырисовывалась канва событий довоенных лет.

История средней школы № 7 начиналась с 1936 года. По воспоминаниям учительницы довоенного периода Рагинской Софьи Наумовны, до 1937 года в посёлке льноколхоза (несколько домов на окраине города) была начальная школа, которая размещалась в бараке
В 1937 году начали строить новую школу, т.к. на месте льнопосёлка создавался льнокомбинат – крупнейшее предприятие Белоруссии – одной из республик СССР.
Специалисты съезжались со всего Советского Союза, окраина Орши оживала.

 

Школа вступила в строй 26 декабря 1937 года. Документального подтверждения даты открытия школы льнокомбината нет, т.к. довоенный архив, вследствие активных военных действий на территории Витебщины, уничтожен. Не сохранились документы, фиксирующие приказ о строительстве школы льнокомбината в г.Орше и в областном государственном архиве. Дату открытия школы называют бывшие ученики, школьники довоенного периода.
В частности, Пашкевич Олег Николаевич (в 1937 году он был учеником 4-го класса) свидетельствует, что школу открыли накануне Нового 1938 года. В ней начали заниматься около 500 учеников. Новая школа среди оршанцев называлась сталинской, на окнах – цветы, в коридорах – ковровые дорожки, действовало паровое отопление. Фотографии довоенного здания не сохранилось.

Так описывает школу и Подолинская (Евдокименко) Вера Михайловна, выпускница 1941 года.В 2007 году, спустя 60 лет!, она присутствовала на празднике “Последнего звонка” в родной школе, встречалась с её выпускниками. Вера Михайловна из семьи тех, кто создавал историю льнокомбината. Её отец, инженер-строитель, был направлен с семьей в Оршу. Так в 1938 году к открытию школы Вера Михайловна оказалась в нашем городе, пошла в 8-й класс. Сохранился и довоенный дом на углу нынешнего проспекта Текстильщиков, где проживала её семья. Именно Подолинская В.М. назвала фамилию первого директора школы льнокомбината – Занкевича Владимира Константиновича. Сохранилась его подпись от 20 мая 1941 года на похвальном листе Солнцевой Галины, ученицы 1-го класса. Других сведений, как и фотографии первого директора, получить не удалось. История умеет хранить свои тайны и не всегда приподнимает завесу над прошлым…
Получить аттестаты Вера Михайловна вместе со своими одноклассниками не успела, хотя и закончила 10 классов: грянула война…


Степанова С.А.

свернуть

История вторая

В рамках проекта «Летопись времён»
История вторая
Седьмая школа. Война.

Здания, которые уцелели в Великую Отечественную, как люди, выжившие в военное лихолетье. У них своя память, свои следы на лицах – фасадах, свои тайны под толстым слоем штукатурки. Время отретушировало их стены, раскрасило разноцветной пастелью, придало современный уют комнатам, коридорам, населило уверенными в себе, вечно куда-то спешащими людьми… Но то же время сохранило их несовременную угловатость, простоту… и крепость кирпичной кладки, и недосягаемость потолков…

Седьмая школа размещается как раз в одном из таких зданий, очевидцев войны. Немцы захватили Оршу 16 июля 1941 года. Три года счастливой учебы и работы новой школы льнокомбината сменились несколькими годами бездействия и немецким разгромом.

Подолинская (Евдокименко) Вера Михайловна, в 1941 году выпускница 10 класса, помнит, как в одночасье рухнули все надежды, разрушилась мирная жизнь: «Мы не успели получить аттестаты. Спешно началась эвакуация: подогнали пустые эшелоны, нас быстро погрузили и отправили на Витебск. Под Богушевском – бомбардировка. Пробирались семьей к деду, потом – в партизаны. Отца схватили немцы, заставили работать, тот не согласился – его убили… Наши парни-одноклассники сразу после окончания школы ушли на фронт…»

 

В том страшном сорок первом седьмую закончили 11 человек. Опытный педагогический коллектив, система обучения и воспитания содействовали формированию и развитию патриотических чувств. За партой СШ № 7 сложились характеры Игоря Пашкевича, Валентина Францкевича, Николая Каракина, которые отдали свои жизни за свободу и независимость родной земли. Во время войны связали свою жизнь с авиацией учащиеся школы Роман Асташкевич и Василий Галаганов.

Сражались за освобождение Родины и многие учителя, работники «школы льнокомбината»: Криволапов З.Л., Васильев В.И., Соловьева Э.И., Шедиков П.А., Паршенков А.А., Халиманович Н.Н., Докучаева Д.Ф., Иванов С.К., Ванюшкина Е.В., Иванова Т.М., два будущих директора школы в разные периоды – Александров Н.А. и Шумский А.И.

Не возвратившимся с фронтов Великой Отечественной учащиеся и учителя позже, в 60-е, поставили на школьном дворе обелиск, посадили рядом две пихты – символ вечной памяти, непроходящей скорби…

По свидетельству очевидцев, с первых же дней оккупации немцы организовали в школе госпиталь. Из воспоминаний старшей пионервожатой сороковых годов Ковалевской (Антипенко) Валентины Дмитриевны: «7-я школа имела неприглядный вид. Здесь в годы войны был немецкий госпиталь. Первый этаж был превращен в бомбоубежище: окна заложены кирпичом. Потолок был укреплен в три слоя бревнами. Рядом – огромный бункер. В классах отсутствовала мебель».

Немецкий госпиталь просуществовал в здании школы до освобождения Орши. Фашисты уничтожили в классах наглядные пособия, парты, сожгли библиотеку.

Ученице первых послевоенных лет Сендерихиной Евдокии Исааковне удалось сохранить фотоснимок школы льнокомбината того времени: строение мертвыми глазами-окнами стоит на пустыре. Вокруг – ограждение из колючей проволоки.

Пройдет всего несколько месяцев – и в раненое здание вернется жизнь, в нем зазвучат детские голоса, зазвенят звонки, чтобы десятилетиями звать на урок…

 

Степанова С.А.

свернуть

История третья

В рамках проекта «Летопись времен»
История третья.
Седьмая школа.

Осень – зима сорок четвертого…

Ещё шла война. Советские войска гнали немцев на запад, освобождая новые территории, оккупированные захватчиками, приближаясь к Берлину… А школа льнокомбината начала свою работу, как обычно, 1 сентября. Чего стоило это руководству школы, её ученикам и их родителям - говорят архивные документы да письма-воспоминания бывших учителей и учащихся.

Первые месяцы работы школы после освобождения Орши запечатлела в своих воспоминаниях Ковалевская Валентина Дмитриевна, направленная осенью 44-го в СШ № 7 в качестве старшей пионервожатой.
По её словам, в городе, районе учителей не хватало. В октябре открываются курсы по подготовке учителей начальных классов.
Ковалевская В.Д. – в числе слушателей курсов. Лекции читали преподаватели учительского института, практику проходили в школе. Каждый слушатель прикреплялся к определенному учителю. Практика Ковалевской В.Д. проходила у учительницы Рогинской С.Н.. Параллельно слушательницы курсов работали пионервожатыми в классах, проводили воспитательную работу. Обучение на педкурсах длилось всего три месяца.

Форменных бланков, печатей не было. По окончании курсов «молодые специалисты» получали справку, мало похожую на документ, дающий право преподавать в школе.

Учительский коллектив школы 44-го года в основе своей – женский. Во главе коллектива – директор Куневич Людмила Кирилловна, эвакуированная из Ивановской области, умная, тактичная женщина, чуткий руководитель.
В школе было холодно, занимались в полутемных неотопляемых классах. Ребята дыханием согревали руки и писали на оберточной бумаге. Парты сбивали сами: ученики, родители несли в школу доски, сами же и мастерили.

Интерес представляет годовой отчет (I половина 1944-1945 учебного года) Куневич Л.К. В нем – живая картина жизни школы сразу после войны: пустые классы, разруха. В отчете – о строительстве 17 печей, покупке коня, заготовке дров за Днепром, брезентовых самодельных туфлях, которые выдавали, чтобы дети не пропускали школу, и о многом-многом другом: факты, боль, борьба за жизнь, вера в будущее.

 

 

Из «Отчета о работе 7-й средней школы г.Орши
за первое полугодие 1944-1945 учебного года»
(Из фонда отдела народного образования Оршанского горисполкома.
Учреждение «Зональный государственный архив в г.Орше»)

 

«…1-го сентября 1944 года школа начала занятия в здании, сохранившемся после изгнания немецких захватчиков в целости, хотя и лишенном соответствующего оборудования. 29-го августа нами было получено голое здание: школьной мебели не было. Всё богатство школы: кабинеты, библиотека, наглядные пособия и оборудование – было уничтожено немцами. Зная это, педколлектив школы и учащиеся заранее подготовили (путём сбора родительских средств) мебель для оборудования шести классов. В этом деле оказала помощь общественность льнокомбината и мясокомбината. ГорОНО были отпущены книги и географические карты. Таким образом, в течение трех дней до 1-го сентября было подготовлено шесть классных комнат. В дальнейшем до 1-го октября учащиеся старших классов работали над изготовлением столов и скамеек и оборудовали ещё 10 классных комнат. Ранее в школе действовало центральное паровое отопление, которое почти целиком сохранилось, но, учитывая отсутствие водоснабжения и электроэнергии, пришлось заняться установкой печей (временно для дровяного отопления). Установили 17 печей. Однако это мероприятие не дало нам надлежащей теплоты в классах, т.к. во всем 4-х этажном здании есть два дымохода, расположенные очень неудобно и требующие большого метража железных труб…»

Тот же годовой отчет позволяет воспроизвести события второй половины 44-го.
Школу восстанавливают собственными силами учителей, родителей, учащихся. Вставляются стекла в окна, где не хватает стекол – фанера и доски. Родители вносят по 10 рублей на восстановление здания. Постоянно трудятся в классах на разных работах 10 человек родителей.
С трудом школа обеспечивается специалистами. В младших классах из 12 учителей с незаконченным средним образованием только один. В старших классах из 8 человек 6 имеют незаконченное высшее образование.
Военное дело не преподается: мужчины-учителя ещё не возвратились с войны…
В годовом отчете введена графа: «Смертность»…
Чтобы обеспечить посещение учащимися школы, шьются и выдаются детям брезентовые туфли и калоши. Часть учащихся возвращается в классы… у других нет мало-мальски подходящей одежды…
На 15.09.1944 года охвачено обучением 551 человек. Повторные учеты детей – ежемесячно. Количество обучаемых подвижно: болезни, переезды по месту жительства, непосещение школы из-за отсутствия одежды, выбытие по причине смерти…
 

Из воспоминаний Ковалевской В.Д.:

«…жили мы все очень трудной жизнью: 17 построенных печей нужно было топить – как-то умудрились купить лошадь, дрова старшеклассники с учителями-женщинами заготавливали сами за Днепром… Голодали, мерзли, но сумели выстоять».

К декабрю 1944 года в школе налажен полностью учебный процесс: программный материал выполнен, за исключением чистописания, военного дела, белорусского языка. Действуют два кружка: драматический и хоровой. В I четверти создана пионерская организация, во II половине декабря – комсомольская, численностью 10 человек.
Архивные материалы годовых отчетов рассказывают нам о том, чем жил город осенью - зимой 44-го. Идет полным ходом восстановление города. Учащиеся школы привлекаются к реконструкции моста через реку Днепр. Школа шефствует над госпиталем.
Учащимися собрано 6000 рублей в фонд помощи детям фронтовиков и 1500 рублей на танковую колонну «Комсомолец Белоруссии». Собрано более 5000 консервных банок.
Параллельно широко ведется идеологическая работа.

Из годового отчета 1944-1945 учебного года (I полугодие)
директора 7-й школы Куневич Л.К.:

 

«Учителя школы изучали доклад т.Сталина на торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1944 года, проводится работа по изучению книги т.Сталина о Великой Отечественной войне, изучена передовая статья «Правды» «Великая награда».

Ковалевская В.Д. вспоминает, что в то время не было ни организаторов, ни людей, отвечающих за воспитательную работу в школе, а работы было много. Проведение вечеров и утренников, тимуровская работа, шефство над ранеными (на территории льнокомбината находилось два госпиталя с ранеными); сбор средств на танковую колонну, проведение утренников и вечеров. Кроме того, нужно было отработать определенное время на благоустройстве города.

Вот такой документ имели все работающие на восстановлении города Орши. Он выдавался исполкомом Оршанского городского Совета депутатов трудящихся. На левой странице призыв: «Восстановим в кратчайший срок нашу родную Оршу». На правой – данные участника восстановления города и строка под №7: «Установленная норма рабочего времени (количество часов в месяц). В личной книжке № 1778 Ковалевской В.Д. в графе № 7 стоит: 30 часов.
Именно Ковалевская В.Д. организовала в 7-й школе в далёком 44-м сбор средств на танковую колонну.

Из личного архива Ковалевской В.Д.:

 

«Как собрать средства на танковую колонну, я не знала…Голодные, плохо одетые дети, война… И вот завуч подсказал, что на льнокомбинате прибыли рулоны оберточной бумаги. Он посоветовал сходить на льнокомбинат и попросить один рулон для нужного дела. На просьбу откликнулись. Прямо на коридоре школы мы раскручивали рулон, резали эту бумагу, сшивали, делали тетради (писать детям было не на чем) и продавали. Так мы вышли из положения, собрали самое большое количество денег и передали их на танковую колонну. Кроме того, собрали огромное количество металлолома, и всё это передали на укрепление обороноспособности Родины».

Какие душевные и физические силы нужно было иметь, чтобы в тот страшный 44-й выжить самим и ещё работать и помогать выживать другим?
Старшая пионервожатая 7-й школы - Ковалевская Валентина Дмитриевна - одна из тех, кто может ответить на этот вопрос. Хроника событий сороковых - в её дневниковых записях. Из них узнаем, что самую большую работу учащиеся 7-й школы в то время проводили в госпиталях. Госпиталь с тяжелыми ранеными был расположен в бараках в районе Дома пионеров. Туда вожатая со своими воспитанниками приходила ежедневно. Раненые скучали по семьям, и дети приносили им радость.
Иногда из госпиталя не уходили до позднего вечера: выполняли просьбу написать письмо домой, выступали с самодеятельностью, просто общались. Потом вожатая разводила детей по домам. Иногда освобождалась к 12-ти ночи. Домой, в район вокзала, идти было поздно и страшно. Приходилось ночевать в классе, на столах.
Иногда, когда об этом знала, директор приглашала к себе домой (она жила прямо в школе). Школа шефствовала и над госпиталем, расположенном в доме, где сейчас находится аптека. Весь дом был отдан под госпиталь. Там лечились в основном раненые офицеры, женщины-фронтовики. В дни праздников вручали бойцам сувениры-самоделки. Раненые платили любовью и благодарностью. С какой радостью провожали дети на фронт выздоровевших бойцов!
Эпизоды военных лет, собранные из воспоминаний очевидцев, подобно мозаичным фигуркам, складываются в достоверную картину военного прошлого, потрясая нас страшной реальностью.

Из личного архива Ковалевской В.Д.:

 

«Запомнился страшный 1945 год. Февраль выдался суровым и снежным. В тот месяц и год проходили первые выборы в Верховный совет республики. Это был всенародный праздник. В школе холодно, но всю ночь школа не спала: играла музыка, веселилась молодежь. Всю ночь мы, педагоги, находились в школе. Танцы, слышится повсюду звонкий смех. Следующий день не рабочий. Я пришла в школу, а директор мне сообщила, что ночью умерла Радкевич Валя, ученица десятого класса. Ночью поднялась температура, лекарств не было… Случилась беда. Директор школы поручает мне заняться похоронами. Это было что-то страшное… ни одного мужчины. На улице стужа… я вместе с десятиклассниками организовываю погребение. Льнокомбинат смог дать только лошадь. Как-то сделали гроб, кое-как собрали и одели покойную. А выносить некому… и мы с учениками выносили гроб на себе. На санях, под громкие рыдания матери, по глубокому снегу, в мороз… выполнили работу, которая под силу только крепким мужикам. Это было первое, но самое трудное задание в начале моей работы, в далеком 45-м».

Пройдет всего год, и опаленное войной здание возродится из пепла, как птица феникс. Школа продолжит создавать свою историю. И в этой истории, как небо в маленькой капле, будет отражаться вся история великой страны…

Степанова С. А.

свернуть

История четвертая

В рамках проекта «Летопись времён»
История четвертая
Седьмая школа
Эхо пионерских горнов.

Летопись пионерского движения седьмой школы имеет множество ярких страниц, которые запечатлели не только значимые события в жизни учебного заведения, но и отразили дух времени, раскрыли мир интересов, стремлений, чаяний молодежи прошлого века.
Одну из страниц летописи по праву можно назвать «флёровской»… Шестидесятые – семидесятые… Период в истории детских организаций бывшего СССР, когда развёртывалась бурная деятельность пионерских дружин за присвоение права носить имена героев Великой Отечественной, передовиков социалистического труда.
Пионерская дружина седьмой школы борется за право носить имя гвардии-капитана И.А.Флёрова. Начиналось всё с 1964 года. Группа ребят под руководством старшей пионервожатой Ранцевой Елены и организатора внеклассной работы Хачатуровым Х.Х. едут в Чулковскую школу Ранинского района Московской области на открытие музея Ивана Андреевича Флёрова, героя-ракетчика, командира первой в Советской Армии батареи реактивной артиллерии, погибшего в боях за Родину недалеко от Орши в 1941 году.Там состоялась встреча с флёровцами. Эта встреча послужила началом многолетней дружбы пионеров школы с бойцами батареи Флёрова.

Из справки директора СШ № 7 Шумского А.А.

«О проводимой в средней школе № 7 г.Орши воспитательной работы

за право носить имя И.А.Флёрова»:

 

 

«…Установлена связь с 20 флёровцами. Нашей дружиной все 20 флёровцев приняты в почётные пионеры. Возникла тесная связь между пионерами 8 «В» класса и участниками батареи И.А.Флёрова, накоплен богатый материал Славного боевого пути батареи ракетной артиллерии «Катюша» под командованием гвардии-капитана И.А.Флёрова. В школе оформлен стенд боевого пути батареи».

Бывшие флёровцы: Курганов А.П., Поляков А.К., Калигин Ф.И., Ястребов И.В., Захаров А.А., Шитов Д.А., Костюков И.Ф. и другие – пишут ребятам письма, приезжают на встречи в Дни памяти героев-ракетчиков.
До сих пор в школьном музее «Скрыжаванне» хранятся пожелтевшие конверты с их письмами…
А тогда, в далекие 60-е, каждое письмо встречалось с радостью. По крупицам собирался фактический материал о мирной и боевой жизни гвардии-капитана И.А.Флёрова.
В 1967 году подаётся прошение в горком комсомола с просьбой присвоить пионерской дружине школы имя И.А.Флёрова.

Выписка из протокола
расширенного заседания совета дружины от 11 мая 1967 года.

Повестка дня: 1. Итоги работы дружины за право носить имя И.А.Флёрова. Постановили: 1. Одобрить работу дружины по военно-патриотическому воспитанию учащихся школы. 2. Просить горком комсомола присвоить пионерской дружине средней школы № 7 г.Орши имя И.А.Флёрова.

Поисковая работа, которая развернулась в стенах седьмой школы в те годы, могла приравниваться к деятельности целого краеведческого музея. Устанавливаются связи с музеем имени Флёрова в деревне Двуречье Липецкого района (родиной гвардии-капитана), с музеем Константина Заслонова, с пионерской дружиной им. Флёрова из города Смоленска. Школьники участвуют в открытии памятника на месте гибели батареи капитана Флёрова у д.Богатырь Вяземского района Смоленской области.

В школе проводится торжественная линейка, на которой 13 отрядов берут обязательство бороться за присвоение дружине имени И.А.Флёрова, организовывается эстафета «Из искры возгорится пламя», на втором этаже открывается музей-уголок И.А.Флёрова.

 

 

 

 

В 1971 году пионерской дружине школы присвоено имя И.А.Флёрова. с этого года День артиллерии считается Днем Памяти капитана Флёрова. В этот день проходят торжественные сборы дружин, проводятся праздничные радиопередачи, у «Катюши» возлагается Гирлянда «Славы», посылаются поздравления флёровцам. Деятельностью школьного краеведческого клуба «Поиск» руководит Каминская Т.З. и Удальцова Л.Г. Пионеры бережно хранят письмо жены И.А. Флёрова Валентины Флёровой, с теплым обращением:

 

 

«Дорогие пионеры седьмой школы, спасибо вам за память и добрые дела…»

Поэма Евгения Долматовского «У деревни Богатырь», присланная Флёровой, - духовная реликвия школы.
Настольной книгой на многие десятилетия стала и книга Н.М.Афанасьева «Подвиг первых ракетчиков», подаренная в 1976 году пионерам школы водителем боевой установки «Катюша» Платоновым Григорием Андреевичем.
По этой книге из поколения в поколение пионеры изучали историю батареи капитана Флёрова и затем рассказывали третьеклассникам!

Ныне в седьмой школе в пионерской дружине 105 школьников. Ребята мечтают, чтобы дружина, как и ранее, носила имя И.А.Флёрова. В планах педагога-организатора школы Захаровой А.М. организовать движение отрядов за присвоение дружине имени гвардии-капитана И.А.Флёрова, возобновить пионерские традиции школы, пополнив их современным гражданским содержанием.

Степанова С. А.

свернуть

История пятая

В рамках проекта «Летопись времён»
История пятая

Седьмая школа.

Коллектив школы продолжает лучшие традиции предыдущего десятилетия: сбор макулатуры, металлолома, экскурсии в Смоленск, Ленинград, Москву. Ведётся краеведческая работа, действует клуб "Поиск" под руководством Тамары Захаровны Каминской , который ведёт поиск выпускников школы разных лет Самым любимым проведением досуга для школьников остается поход. В школе бурлит жизнь. Руководит воспитательной работой Цветкова Нина. Встречи с интересными людьми, сборы, комсомольские собрания, соревнования, тесная связь со льнокомбинатом, субботники, где рядом с учениками - всегда учителя . Руководит школой Хачик Хачикович Хачатуров , одинаков любим учителями и учащимися. Школа пополняется новыми учителями заканчивают учиться выпускники, которые скоро вернуться в родную школу, чтобы продолжать учить уже новые поколения школьников. Завершается десятилетие масштабным праздником 50-летием средней школы №7.

Новоe десятилетие это путь школы от 50-тилетия, когда на пр. Текстильщиком со всex уголков Советского Союза съехались многочисленные выпускники разных лет, до 60-тилетия. Коллективом продолжает руководить заслуженный учитель РБ Хачик Хачиковкч Хачатуров.Уроки Тамары Захаровны Каминской, Людмилы Ивановны Нестеровой, Владимира Михайловича Буселя,. Игоря Петровича Шедова, Татьяны Сергеевны Жуковской остаются памятными их учениками всю жизнь. Духовой оркестр Баско Г.М., мир увлечений Раисы Алексеевны Жолудевой, Батлейка Людмилы Николаевны Солдатенко, чувство слова Галины Васильевны Герасимовой - это 1987- 1997гг. Вместе работа, вместе досуг . Пополняется список выпускников школы №7. Приезжают в родную школу выпускники прежних лет, спустя 40 лет.

Завершилось седьмое десятилетие 7-й школы. Перевернуть седьмую страницу в летописи предстояло нам, нынешним учащимся и учителям школы- Седьмое десятилетие 7-й школы— это преемственность трёх руководителей Хачатурова Хачика Хачиковича, Суходольского Михаила Евгеньевича, Осиповой Ирины Анатольевны. Сохранение лучших школьных традиций, введение традиционных праздников, это жизнь под девизом "Знания и труд к процветанию ведут". Это участие в городских и областных конкурсах, участники областного конкурса плакатов «За здоровый образ жизни». Это 28 победителей городских олимпиад 2006/2007 уч. года.Это рождение школьной Республики ЭТИНАР, символики школы. Это творческий союз учителей-ветеранов - Раик Софьи Ефимовны и Нестеровой Людмилы Ивановны) и учителей, бывших учеников школы №7: Ячменёва В.М., Плешковой С.С., Чечулиной Л.В., Навойковой B.C. Это успешная деятельность школьной библиотеки под руководством бывшей ученицы школы Пушкарёвой, затем Яковицкой Т.А. Это нелёгкий плодотворный труд всего учительского коллектива.

И история эта далеко не завершена: история обелиска во дворе школы, истории учителей и учащихся, воевавших на фронтах Великой Отечественной, истории писем-треугольников в школьном музее – их ещё предстоит узнать, чтобы история самой страшной войны на земле не повторилась...

свернуть

История шестая

Из школьной летописи (2007-2012)
Что совершилось за 5 прошедших лет?

Декабрь 2007 – школа празднует 70-летний юбилей. Поздравить школу пришли более тысячи человек – ветераны, представители городского исполнительного комитета, отдела образования, шефы, коллеги, представители образовательных учреждений, выпускники разных лет, в том числе те, кто окончил школу 50 и более лет тому назад. Большой, яркий, красивый праздник запомнился всем.

Ноябрь 2007 - ноябрь 2008– Благодаря государственной программе, школа принимает огромный подарок – средства для капитального ремонта фасада. К подводящему итоги празднику «Дожинки-2008» здание школы преобразилось до неузнаваемости: модной шляпкой - новая крыша из металлочерепицы, сверкающими аксессуарами – 200 современных стеклопакетных окон, пара впускающих солнце и свет дверей, играющий переходами благородных цветов красок - фасад.
2007-2012гг. - Каждый год работа по приведениею в соответствие внешнему виду школы, ее классных комнат, коридоров, помещений. Оборудован медицинский кабинет, соответствующий современным требованиям, архив, переоборудован кабинет обслуживающего труда, проведены значительные ремонты в кабинетах № 36, 27, 25, физики, учительской, спортзала, оборудован кабинет русского языка и литературы, лыжная база. Ежегодно обнавляются школьные коридоры, проводится озеленение.
Школа выполнила «пятилетнюю программу развития», находится на I этапе реализации новой программы. За пятилетний период школу закончили 191 учащийся, среди них в высшие учебные заведения поступили от 53 до 76% выпускников. Похвальными листами за успехи в изучении отдельных предметов награждены 16 учащихся. С золотыми медалями школу закончили Могильная Виктория, Пономарева Анастасия (2009год), Иванова Виктория, Лунькова Яна (2010год), Камович Анастасия (2011-2012 год).
В учреждении образования открыты ресурсный центр «Альтернатива» (трудовое обучение, биология), кабинет информационных технологий, пионерская комната. В память о педагогах и учениках школы, участниках Великой Отечественной войны, реконструирован и перенесён обелиск, установленный в 1966 году.
Появился класс «Юных помощников пожарных и спасателей» (МЧС), танцевальный коллектив «Василинка» (руководитель Василевская Л.А.).
На протяжении пяти лет школа показывает стабильные результаты участия в олимпиадном движении на II этапе республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам (городской): от 7 до 10 дипломов в год.
Среди учащихся, отстаивающих честь школы и города на областных и республиканских образовательных площадках – Цуранков Дмитрий, выпускник 2012 года, победитель республиканской олимпиады по трудовому обучению в 2010-2011, 2011-2012 учебных годах (руководитель Ячменев В.М.); победители областных олимпиад: Смолякова Татьяна (2006-2007 – биология, руководитель Нестерова Л.И.), (2007-2008, биология, руководитель Чечулина Л.В.); Макаревич Елизавета (2009-2010, 2011-2012, биология, руководители: Романенко М.В., Чечулина Л.В.); Самуйлов Иван (2009-2010, 2010-2011, география, руководитель Романенко М.В.); Ананевич Виктор (2010-2011, трудовое обучение, руководитель Ячменев В.М.); Лут Антон (2010-2011, 2012-2013, трудовое обучение, руководитель Ячменев В.М.); Григорян Давид, Шумякова Юлия (2012-2013, биология, руководитель Чечулина Л.В.).
Учащиеся школы успешно участвуют в городской научно-практической конференции «И дум высокое стремленье…» Среди дипломантов Балашова Анастасия, Грапова Анна (биология, руководитель Чечулина Л.В.), Лут Антон (физика, руководитель Маркович Т.В.), Поздеева Анна (биология, руководитель Светличная Н.В.), Видус Игнат, Смирнова Алина (история, руководитель Чепик Л.В.).
Дипломантами III областной научно-практической конференции «Эврика» стали:

  • в 2010-2011 учебном году Балашова Анастасия, Грапова Анна с работой «Скворцы прилетели» - руководитель Чечулина Л.В., учитель биологии;
  • в 2011-2012 учебном году Видус И.А. с работой «Откуда есть пошла славянская письменность» - руководитель Чепик Л.В., учитель истории, Чульс В.С. с работой «Опаленная войной…» (Школа № 7 в 1944-1949гг.) – руководитель Степанова С.А., учитель русского языка и литературы, Лут Антон с работой «Прочность нити» - руководитель Маркович Т.В., учитель физики.

Самуйлов Иван принял участие в V Международной молодежной научно-практической конференции «Великая Отечественная война 1941-1945 годов в исторической памяти народа».
В учреждении созданы и развиваются тематические воспитательные блоки различной направленности:

  • «Информационный», «Экологический», «Эстетический», «Культурное наследие», «Ориентир», «Интеллектуальный», «Служба здоровья».
  • ​Учащиеся и руководители блоков принимают активное участие в городских конкурсах и акциях.

Результатами работы воспитательных блоков в 2011-2012 учебном году можно отметить:

  • 2-е место в номинации « Поэтическое творчество» в рамках акции « Я за здоровый образ жизни» (рук. Степанова С.А.);
  • Диплом 2 степени в номинации «Хореография» в городском фестивале « Буду звездой» (рук. Василевская Л.А.);
  • Дипломы 1 и 2 степени в номинации «Поэтическое творчество» в городском фестивале « Буду звездой» (рук. Степанова С.А., Пархутич Н.Н.);
  • Лауреаты в номинации «Ведущие» в городском фестивале «Буду звездой» (рук. Степанова С.А.)
  • Диплом 1 степени в номинации «ДПИ» в городском фестивале «Буду звездой» (рук. Ячменев В.М.);
  • 1 место в областном конкурсе «Оставайся свободным» в номинации «Заметка» (рук. Степанова С.А.)

Педагоги принимали участие в следующих городских мероприятиях:

  • акция «Сбережем зеленую ель» (участие), конкурс «Кормушка» (2 место – рук. Морозова Л.И.),
  • конкурс «Энергия и среда обитания» (2 место - конкурс буклетов – Афицерова Л.В.), акция «Весенний дым» - 3 место,
  • областной конкурс «Экологическая мозаика» - диплом 3 степени (рук. Светличная Н.В.) и др.

Среди 1 группы школ города – 3 место.

Новикова Л.П. обучала учащихся навыкам исследовательской деятельности, со своими учащимися приняла участие в городских конкурсах:

  • конкурс «Патриотические чтения», конкурс исследовательских работ - 2 место,

Оршеведческая конференция – 2 место.

В школе проводятся традиционные праздники:

  • «Масленица», Бал накануне Сочельника», «Радуга талантов», «Мисс Дюймовочка», «Сохраним зеленую Ель»,
  • встречи с ветеранами педагогического труда и др.

Издается художественно-публицистический журнал «Журавинка», в котором отражается жизнь школы.

Мы поздравляем всех с 75-летием!
Школа принимает поздравления…

свернуть

Последняя пятилетка

Последняя пятилетка
Из школьной летописи (2013-2018)
Что совершилось за 5 прошедших лет

Мгновенья счастья и волненья странного,
И детский смех, и труд учителей –
Всё это, словно прожитое заново,
Слилось сегодня в слове «юбилей»

В марте 2018 года школа отпраздновала свой 80-летний юбилей. Атмосфера грандиозного праздника чувствовалась во всем. В вестибюле школы, где учителя приветливо встречали каждого гостя, было очень оживленно и многолюдно: теплые рукопожатия и объятия, восклицания и разговоры, охапки цветов… Конечно, встретила их уже не та школа, которую они покидали много лет назад, а совершенно обновившаяся после ремонта. Стены коридора этажа стали своеобразным гидом: каждому выпуску десятилетия был посвящен отдельный стенд с фотографиями. Бывшие школьник ходили по коридорам и рассматривали фотографии, общались, собравшись в группы. Яркий, красивый праздник запомнился всем.
За пятилетний период школу закончили 160 учащихся, среди них в высшие учебные заведения поступили от 60 до 82% выпускников. Похвальными листами за успехи в изучении отдельных предметов награждены 17 учащихся. С золотыми медалями школу закончил 4 учащихся.
На протяжении пяти лет школа показывает стабильные результаты участия в олимпиадном движении на IIэтапе республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам: от 3 до 5 дипломов в год, на IIэтапе районной олимпиады: от 7 до 13 дипломов в год. Учащиеся школы активно участвуют в районной научно-практической конференции «И дум высокое стремленье…». Ежегодно на районном уровне представляется от 5 до 8 исследовательских проектов. Результативно выступают учащиеся и на Оршеведчских чтениях.
Организовано участие в областных дистанционных олимпиадах «Интернет − карусель», районной акции “Быть здоровым – это модно!” в номинации “Видеоролики. Презентации”, интеллектуальных конкурсах: районный конкурс «Компьютерные интеллектуальные игры», республиканский конкурс “Программирование в среде “Scratch”, «Инфознайка», «Бобёр», «Кенгуру», «Журавлик», «Буслик», «Инфомышка», «Синица», «Зубрёнок»”.
Ежегодно учащиеся школы занимают призовые места на IIIэтапе республиканской олимпиады по биологии и техническому труду. Являются участниками заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.
Регулярно учащиеся школы принимают участие в районных творческих конкурсах. В 2017/2018 учебном году на XVIIрайонном фестивале творчества детей и молодёжи «Буду звездой» в номинации «Поэтическое творчество» Федецова Алина (IXА) награждена Дипломом 2 степени (Шедов И.П.). Команда «Пульсар» (учащиеся VIIIкласса) заняла 2 место в районной астрономической игре «Звездный час». В интеллектуальных компьютерных играх учащиеся школы завоевали диплом 3 степени. Радкевич Владислав (IXА класс) награжден дипломом 2 степени в районном конкурсе «Шаг в профессию» в номинации «Чертежник в САМП Компас-График».
Учитель трудового обучения Ячменев Владимир Михайлович в 2018 году был награжден нагрудным знаком Министерства образования “Отличник образования” В. 2014 году мы получили заслуженную награду в конкурсе на лучшую организацию питания. В 2013 году кабинет русского языка и литературы занял 3 место в районном конкурсе предметных кабинетов, в 2015г. кабинет немецкого языка занял 3 место, в 2016 г. 1 место занял кабине технического труда.
В 2013 г. наша школа стала призером в 67 районной спартакиаде школьников.
В учреждении созданы и развиваются тематические воспитательные блоки различной направленности:
«Информационный», «Экологический», «Эстетический», «Культурное наследие», «Ориентир», «Интеллектуальный», «Служба здоровья».
Учащиеся и руководители блоков принимают активное участие в городских конкурсах и акциях.
В школе проводятся традиционные праздники: «Масленица», «Радуга талантов», «Мисс Дюймовочка», «Осенняя ярмарка», Дни здоровья, «Папа, Мама, я – спортивная семья», встречи с ветеранами педагогического труда и др.
В 2015 – 2017 гг в школе работает районный ресурсный центр по работе с одарёнными учащимися по биологии и трудовому обучению, в рамках деятельности которого презентуется педагогический опыт учителей трудового обучения Ячменева В.М. и биологии Чечулиной Л.В. по подготовке учащихся к участию в республиканской олимпиаде школьников.
В 2016 – 2018 гг школа работает над реализацией республиканского инновационного проекта «Внедрение электронных образовательных ресурсов в систему коррекционно-образовательной работы с учащимися с особенностями психофизического развития»
С 2018 года в школе открыт районный ресурсный центр «Развитие», деятельность которого направленна на популяризацию педагогического опыта педагогов специального образования по внедрению электронных образовательных ресурсов в систему коррекционно-образовательной работы с учащимися с особенностями психофизического развития.
14.11.2018г средняя школа №7 г. Орши подписала договор о международном сотрудничестве со средней школой №17 г. Смоленска в направлении специального образования

свернуть
поделиться в: