В рамках проекта «Летопись времен»
История третья.
Седьмая школа.
Осень – зима сорок четвертого…
Ещё шла война. Советские войска гнали немцев на запад, освобождая новые территории, оккупированные захватчиками, приближаясь к Берлину… А школа льнокомбината начала свою работу, как обычно, 1 сентября. Чего стоило это руководству школы, её ученикам и их родителям - говорят архивные документы да письма-воспоминания бывших учителей и учащихся.
Первые месяцы работы школы после освобождения Орши запечатлела в своих воспоминаниях Ковалевская Валентина Дмитриевна, направленная осенью 44-го в СШ № 7 в качестве старшей пионервожатой.
По её словам, в городе, районе учителей не хватало. В октябре открываются курсы по подготовке учителей начальных классов.
Ковалевская В.Д. – в числе слушателей курсов. Лекции читали преподаватели учительского института, практику проходили в школе. Каждый слушатель прикреплялся к определенному учителю. Практика Ковалевской В.Д. проходила у учительницы Рогинской С.Н.. Параллельно слушательницы курсов работали пионервожатыми в классах, проводили воспитательную работу. Обучение на педкурсах длилось всего три месяца.
Форменных бланков, печатей не было. По окончании курсов «молодые специалисты» получали справку, мало похожую на документ, дающий право преподавать в школе.
Учительский коллектив школы 44-го года в основе своей – женский. Во главе коллектива – директор Куневич Людмила Кирилловна, эвакуированная из Ивановской области, умная, тактичная женщина, чуткий руководитель.
В школе было холодно, занимались в полутемных неотопляемых классах. Ребята дыханием согревали руки и писали на оберточной бумаге. Парты сбивали сами: ученики, родители несли в школу доски, сами же и мастерили.
Интерес представляет годовой отчет (I половина 1944-1945 учебного года) Куневич Л.К. В нем – живая картина жизни школы сразу после войны: пустые классы, разруха. В отчете – о строительстве 17 печей, покупке коня, заготовке дров за Днепром, брезентовых самодельных туфлях, которые выдавали, чтобы дети не пропускали школу, и о многом-многом другом: факты, боль, борьба за жизнь, вера в будущее.
Из «Отчета о работе 7-й средней школы г.Орши
за первое полугодие 1944-1945 учебного года»
(Из фонда отдела народного образования Оршанского горисполкома.
Учреждение «Зональный государственный архив в г.Орше»)
«…1-го сентября 1944 года школа начала занятия в здании, сохранившемся после изгнания немецких захватчиков в целости, хотя и лишенном соответствующего оборудования. 29-го августа нами было получено голое здание: школьной мебели не было. Всё богатство школы: кабинеты, библиотека, наглядные пособия и оборудование – было уничтожено немцами. Зная это, педколлектив школы и учащиеся заранее подготовили (путём сбора родительских средств) мебель для оборудования шести классов. В этом деле оказала помощь общественность льнокомбината и мясокомбината. ГорОНО были отпущены книги и географические карты. Таким образом, в течение трех дней до 1-го сентября было подготовлено шесть классных комнат. В дальнейшем до 1-го октября учащиеся старших классов работали над изготовлением столов и скамеек и оборудовали ещё 10 классных комнат. Ранее в школе действовало центральное паровое отопление, которое почти целиком сохранилось, но, учитывая отсутствие водоснабжения и электроэнергии, пришлось заняться установкой печей (временно для дровяного отопления). Установили 17 печей. Однако это мероприятие не дало нам надлежащей теплоты в классах, т.к. во всем 4-х этажном здании есть два дымохода, расположенные очень неудобно и требующие большого метража железных труб…»
Тот же годовой отчет позволяет воспроизвести события второй половины 44-го.
Школу восстанавливают собственными силами учителей, родителей, учащихся. Вставляются стекла в окна, где не хватает стекол – фанера и доски. Родители вносят по 10 рублей на восстановление здания. Постоянно трудятся в классах на разных работах 10 человек родителей.
С трудом школа обеспечивается специалистами. В младших классах из 12 учителей с незаконченным средним образованием только один. В старших классах из 8 человек 6 имеют незаконченное высшее образование.
Военное дело не преподается: мужчины-учителя ещё не возвратились с войны…
В годовом отчете введена графа: «Смертность»…
Чтобы обеспечить посещение учащимися школы, шьются и выдаются детям брезентовые туфли и калоши. Часть учащихся возвращается в классы… у других нет мало-мальски подходящей одежды…
На 15.09.1944 года охвачено обучением 551 человек. Повторные учеты детей – ежемесячно. Количество обучаемых подвижно: болезни, переезды по месту жительства, непосещение школы из-за отсутствия одежды, выбытие по причине смерти…
Из воспоминаний Ковалевской В.Д.:
«…жили мы все очень трудной жизнью: 17 построенных печей нужно было топить – как-то умудрились купить лошадь, дрова старшеклассники с учителями-женщинами заготавливали сами за Днепром… Голодали, мерзли, но сумели выстоять».
К декабрю 1944 года в школе налажен полностью учебный процесс: программный материал выполнен, за исключением чистописания, военного дела, белорусского языка. Действуют два кружка: драматический и хоровой. В I четверти создана пионерская организация, во II половине декабря – комсомольская, численностью 10 человек.
Архивные материалы годовых отчетов рассказывают нам о том, чем жил город осенью - зимой 44-го. Идет полным ходом восстановление города. Учащиеся школы привлекаются к реконструкции моста через реку Днепр. Школа шефствует над госпиталем.
Учащимися собрано 6000 рублей в фонд помощи детям фронтовиков и 1500 рублей на танковую колонну «Комсомолец Белоруссии». Собрано более 5000 консервных банок.
Параллельно широко ведется идеологическая работа.
Из годового отчета 1944-1945 учебного года (I полугодие)
директора 7-й школы Куневич Л.К.:
«Учителя школы изучали доклад т.Сталина на торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1944 года, проводится работа по изучению книги т.Сталина о Великой Отечественной войне, изучена передовая статья «Правды» «Великая награда».
Ковалевская В.Д. вспоминает, что в то время не было ни организаторов, ни людей, отвечающих за воспитательную работу в школе, а работы было много. Проведение вечеров и утренников, тимуровская работа, шефство над ранеными (на территории льнокомбината находилось два госпиталя с ранеными); сбор средств на танковую колонну, проведение утренников и вечеров. Кроме того, нужно было отработать определенное время на благоустройстве города.
Вот такой документ имели все работающие на восстановлении города Орши. Он выдавался исполкомом Оршанского городского Совета депутатов трудящихся. На левой странице призыв: «Восстановим в кратчайший срок нашу родную Оршу». На правой – данные участника восстановления города и строка под №7: «Установленная норма рабочего времени (количество часов в месяц). В личной книжке № 1778 Ковалевской В.Д. в графе № 7 стоит: 30 часов.
Именно Ковалевская В.Д. организовала в 7-й школе в далёком 44-м сбор средств на танковую колонну.
Из личного архива Ковалевской В.Д.:
«Как собрать средства на танковую колонну, я не знала…Голодные, плохо одетые дети, война… И вот завуч подсказал, что на льнокомбинате прибыли рулоны оберточной бумаги. Он посоветовал сходить на льнокомбинат и попросить один рулон для нужного дела. На просьбу откликнулись. Прямо на коридоре школы мы раскручивали рулон, резали эту бумагу, сшивали, делали тетради (писать детям было не на чем) и продавали. Так мы вышли из положения, собрали самое большое количество денег и передали их на танковую колонну. Кроме того, собрали огромное количество металлолома, и всё это передали на укрепление обороноспособности Родины».
Какие душевные и физические силы нужно было иметь, чтобы в тот страшный 44-й выжить самим и ещё работать и помогать выживать другим?
Старшая пионервожатая 7-й школы - Ковалевская Валентина Дмитриевна - одна из тех, кто может ответить на этот вопрос. Хроника событий сороковых - в её дневниковых записях. Из них узнаем, что самую большую работу учащиеся 7-й школы в то время проводили в госпиталях. Госпиталь с тяжелыми ранеными был расположен в бараках в районе Дома пионеров. Туда вожатая со своими воспитанниками приходила ежедневно. Раненые скучали по семьям, и дети приносили им радость.
Иногда из госпиталя не уходили до позднего вечера: выполняли просьбу написать письмо домой, выступали с самодеятельностью, просто общались. Потом вожатая разводила детей по домам. Иногда освобождалась к 12-ти ночи. Домой, в район вокзала, идти было поздно и страшно. Приходилось ночевать в классе, на столах.
Иногда, когда об этом знала, директор приглашала к себе домой (она жила прямо в школе). Школа шефствовала и над госпиталем, расположенном в доме, где сейчас находится аптека. Весь дом был отдан под госпиталь. Там лечились в основном раненые офицеры, женщины-фронтовики. В дни праздников вручали бойцам сувениры-самоделки. Раненые платили любовью и благодарностью. С какой радостью провожали дети на фронт выздоровевших бойцов!
Эпизоды военных лет, собранные из воспоминаний очевидцев, подобно мозаичным фигуркам, складываются в достоверную картину военного прошлого, потрясая нас страшной реальностью.
Из личного архива Ковалевской В.Д.:
«Запомнился страшный 1945 год. Февраль выдался суровым и снежным. В тот месяц и год проходили первые выборы в Верховный совет республики. Это был всенародный праздник. В школе холодно, но всю ночь школа не спала: играла музыка, веселилась молодежь. Всю ночь мы, педагоги, находились в школе. Танцы, слышится повсюду звонкий смех. Следующий день не рабочий. Я пришла в школу, а директор мне сообщила, что ночью умерла Радкевич Валя, ученица десятого класса. Ночью поднялась температура, лекарств не было… Случилась беда. Директор школы поручает мне заняться похоронами. Это было что-то страшное… ни одного мужчины. На улице стужа… я вместе с десятиклассниками организовываю погребение. Льнокомбинат смог дать только лошадь. Как-то сделали гроб, кое-как собрали и одели покойную. А выносить некому… и мы с учениками выносили гроб на себе. На санях, под громкие рыдания матери, по глубокому снегу, в мороз… выполнили работу, которая под силу только крепким мужикам. Это было первое, но самое трудное задание в начале моей работы, в далеком 45-м».
Пройдет всего год, и опаленное войной здание возродится из пепла, как птица феникс. Школа продолжит создавать свою историю. И в этой истории, как небо в маленькой капле, будет отражаться вся история великой страны…
Степанова С. А.